САМОАНАЛИЗ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМ
(РЕФЛЕКСИЯ)
Когда теряешь, можно рискнуть всем
Жан Луи Лэ
Вариант 1
- Тема учебного занятия.
- Форма и тип учебного занятия.
- Место данного учебного занятия в теме. Преемственность с предыдущим и последующим учебными занятиями.
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
- Особенности учащихся, учтенные при моделировании учебного занятия.
- Дидактическая цель (ДЦ) учебного занятия (обучающий, развивающий, воспитательный аспекты), оценка успешности в достижении ДЦ.
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с ДЦ учебного занятия.
- Рациональность распределения времени. Наличие «мостиков» между этапами учебного занятия.
- Организация контроля усвоения знаний. Формирование общих учебных и специальных умений и навыков учащихся (приложение).
10. Организация коррекции знаний учащихся.
11. Психологическая атмосфера на уроке, коммуникативная компетентность учащихся и учителя.
12. Оценка результативности учебного занятия. Степень реализации поставленных задач. Причины отсутствия от плана деятельности (разработанной модели).
13. Перспективы деятельности.
Вариант 2
- Характеристика класса и оценки ситуации, в которой проводилось учебное занятие.
- Педагогическое обоснование модели учебного занятия:
- педагогические идеи или технологии, положенные в основу занятия;
- место учебного занятия в теме, разделе, курсе;
- связь учебного занятия с предыдущим и последующим занятиями.
3. Характеристика модели учебного занятия:
- цель и задачи;
-содержание;
- организация;
- методы и средства обучения;
- наличие вариантов на случай непредвиденных обстоятельств.
4. Сопоставление модели учебного занятия и процесса его реализации:
- цель и задачи;
- содержание;
- организация, деятельность учащихся;
- методика, деятельность учителя;
- результативность (в какой степени модель реализована, что не удалось осуществить и почему, что пришлось изменить по ходу учебного занятия).
5. Выводы:
- достигнута ли цель и решены ли педагогические задачи;
- степень и причины удовлетворенности педагога поведенным занятием;
- что предполагается развивать в будущем и от чего отказаться.
Вариант 3
- Место данного учебного занятия в теме, разделе, курсе. Опора на материал предыдущего и последующего учебных занятий. Специфика данного учебного занятия.
- Характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Их учет при планировании учебного занятия.
- Наличие опоры на диагностику сформированности общих учебных и специальных умений и навыков.
- Решение целей (задач) учебного занятия: обучающей, воспитательной, развивающей.
- Учет особенностей класса (группы) при определении целей (задач).
- Оптимальность выбранных вида, типа, структуры учебного занятия, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся при решении задач. Результативность.
- Организация контроля усвоения знаний, формирование умений и навыков учащихся.
- Рациональность использования возможностей учебного кабинета, технических средств обучения.
- Приемы поддержки работоспособности учащихся в течение всего учебного занятия.
10. Пути предупреждения перегрузки учащихся.
11. Варианты иных моделей проведения учебного занятия. Причины реализации/ нереализации.
12. Удовлетворенность/неудовлетворенность проведенным занятием. Варианты выхода из сложившейся ситуации.
Вариант 4
Данный самоанализ предполагает сравнение по компонентам дидактической системы замысла урока (модели) с тем, что удалось реализовать педагогу:
- Какими мыслились цели (задачи) урока и в какой степени они решены: что следовало бы откорректировать в целеполагании.
- Какое содержание было предложено учащимся для освоения, насколько удачно был осуществлен его отбор, что следует изменить в содержательной компоненте.
- Как учитель мыслил свою управляющую деятельность, что у него получилось, а что нет; какие коррективы следует внести в последующую деятельность.
- Какая деятельность учащихся предполагалась на различных этапах урока, удалось ли ребятам оправдать надежды педагога, что не было учтено при моделировании урока, что нужно спланировать по-другому.
- Какие методы, формы и средства были использованы на учебном занятии, насколько удачным был их комплекс, что следует изменить.
- Какие планировались результаты учебного занятия и способы их контроля и оценки, все удалось, что требует коррекции.
- Что и почему пришлось изменить по ходу занятия.
- Пожелания самому себе.
Приложение
Общие учебные умения и навыки
Учебно - деятельностные
- Умение принимать учебную цель и намечать задачи деятельности.
- Умение принимать и выделять учебную задачу, отличать ее от практического задания.
- Умение анализировать условия учебной задачи.
- Умение определять последовательность учебных действий, планировать этапы осуществления деятельности.
- Умение выполнять определенные действия в соответствии с ориентировочной основой.
- Умение осуществлять контроль, самоконтроль.
- Умение осуществлять оценку, самооценку.
Учебно-организационные
- Умение создавать благоприятные условия для осуществления определенной деятельности.
- Умение правильно пользоваться учебными принадлежностями.
- Умение выполнять правила гигиены учебной работы.
- Умение соблюдать общепринятые нормы поведения, жизнедеятельности.
- Умение осуществлять учебное взаимодействие.
Учебно-интеллектуальные
- Умение воспринимать учебный материал
- Умение осуществлять наблюдение.
- Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное.
- Умение осуществлять логические приемы мышления (анализ, синтез, и др.)
- Умение рационально запоминать учебный материал.
- Умение мотивировать свою деятельность.
Учебно – информационные
- Правильное, осознанное выразительное чтение.
- Умения и навыки работы с учебником, учебными пособиями.
- Библиятечно-библиографические умения и навыки.
- Умения работать с дополнительными источниками информации.
- Владение картографической грамотностью.
- Работа с аудиовизуальными источниками информации.
Учебно – коммуникативные
- Умения и навыки устной речи (аудирование и говорение).
- Умения и навыки письменной речи.
- Умения создавать собственный текст.
- Умения передавать содержание текста (устно и письменно).
- Умения вести диалог.
- Умения слушать и слышать.