РЭКАМЕНДАЦЫI
да экзамена па беларускай мове (дыктант)
9 клас
Пры падрыхтоўцы да экзамена неабходна паўтарыць правiлы:
па фанетыцы: е,ё-я; о,а-э; д-дз; т-ц; у-ў; правапiс прыставак на –З,-С , пpaвaпic I, Ы, Й пасля прыставак; іншамоўных спалучэнняў галосных, падваенне i падаўжэнне зычных; правапіс мяккага знака, апострафа, правілы пераносу i інш.;
па марфалогii: суфіксы i канчаткі назоўнікаў, прыметнікаў, дзясловаў; НЕ (НЯ), HI з рознымі часцнамі мовы; пpaвaпic прыслоўяў, складаных i складанаскарочаных слоў, пpaвaпicуласных назоўнікаў;
па сiнтаксiсу i пунктуацыі: знакi прыпынку ў простым сказе, у сказах з аднароднымi членамi, сказах са звароткамi, пабочнымi словамi, сказах з адасобленымi членамi (азначэннямi, прыдаткамi, акалiчнaсцямi, ускладнёнымi дапаўненнямi); складаназлучаным, складаназалежным, бяззлучнiкавым сказах, у сказах з простай i ўскоснай мовай.
На экзамене неабходна:
- Уважлiва праслухаць увесь тэкст.
- Пры першым чытанні настаўнiкам сказа не пiсаць, а ўважлiва слухаць.
- Пры паўторным чытаннi настаўнiкам сказа акуратна запiсаць сказ.
- Пазбягаць выпраўленняў.
- Пiсаць акуратна, зразумела, разборлiва.
- Уважлiва праверыць тэкст.
Рекомендации учащимся по подготовке к экзаменационному диктанту по русскому языку
9 класс
Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».
Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.
Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта?
Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них.
Орфографические нормы:
- Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся)
- Правописание согласных в корне
- Правописание приставок, суффиксов, окончаний
- Правописание О – Ё (Е) после шипящих и Ц в различных морфемах
- Особенности употребления на письме Ъ и Ь
- Правописание Н/НН в разных частях речи
- Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
- Правописание наречий и др.
Пунктуационные нормы:
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами
- Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами
- Обособление сравнительных оборотов
- Вводные и вставные конструкции
- Знаки препинания в сложном предложении
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью и др.
Порядок работы над диктантом
Помни: текст читается несколько раз.
При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.
Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.
На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5).
Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:
вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);
затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);
затем идет последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).
По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.
После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки.
Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:
первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются);
второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).
Помни:
пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;
при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то
исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручной и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);
некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.
Рекомендации учащимся
для подготовки к выпускному экзамену
по математике
9 класс
Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто:
- в полном объеме владеет материалом;
- хорошо знаком с процедурой проведения экзамена;
- психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.
Примеры и задачи, предлагаемые на письменном экзамене по математике составлены так, что их невозможно решить без хорошего усвоения теории. Поэтому при подготовке к экзаменам учащимся необходимо повторить основные вопросы теории:
- действия с десятичными и обыкновенными дробями;
- преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
- тождественные преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения;
- преобразование тригонометрических выражений, решение целых и дробно-рациональных уравнений;
- решение задач, решаемых с помощью уравнений;
- решение систем уравнений;
- решение линейных и квадратичных неравенств и их систем;
- функции: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность;
- прогрессии;
- перпендикулярность и параллельность прямых на плоскости; их признаки и свойства;
- признаки равенства треугольников;
- признаки подобия треугольников;
- формулы для вычисления площади треугольников;
- теоремы Пифагора, синусов и косинусов;
- окружность и ее свойства;
- свойства четырехугольников; формулы для вычисления их площади; правильные многоугольники и их свойства.
После повторения каждого вопроса теории нужно прорешать ряд примеров и задач средней трудности. Все непонятные вопросы и нерешенные примеры выписать в тетрадь и обратиться с ними на консультации к учителю или посоветоваться с товарищами. Особое внимание нужно обратить на оформление решений задач, обоснование основных положений, затронутых в примерах и задачах.
При решении уравнений и неравенств не забывать указать область определения.
2.Некоторые советы учащимся во время экзамена:
Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!
Будьте внимательны: вдумчиво прочитайте условие и четко определите, что от вас требуется!
Некоторые учащиеся много времени тратят на подробное решение первых несложных заданий, в результате последние задания либо решаются наспех, либо не решаются вообще в связи с нехваткой времени. Возьмите с собой часы, планируйте время!
Экзаменационные работы часто сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!