Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Анализ урока

Дата: 10 марта 2022 в 13:24

Анализ урока

 1. Анализ целей урока и их достижения

 • оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся. Их направленность на высокий конечный образовательный результат урока;

 • учёт при определении целей урока его места в системе уроков;

 • целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке;

 • достижение целей, учебно-воспитательная результативность урока как основной критерий оценки урока и его слагаемых.

 2. Анализ содержания урока

 • реализация воспитательного потенциала содержания урока;

 • дифференциация и интеграция знаний;

 • чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;

 • использование на уроке различных источников знаний;

 • включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;

 • реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;

 • включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;

 • содержание ответов учащихся и комментария учителя.

 3. Методика проведения урока

 • соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения;

 • интенсивность учебной деятельности школьников на уроке;

 • организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока;

 • использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);

 • методика развития общих учебных умений и навыков;

 • методы проверки знаний. Сочетание текущей проверки с тематической, обоснованность оценки знаний;

 • эффективность использования на уроке наглядности, технических средств;

 • оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;

 • организация домашней работы.

 4. Организация урока

 • тип и структура урока, их соответствие цели, содержанию и методам, перестройка структуры в целях повышения эффективности урока;

 • подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручек и т.д.);

 • постановка учебных задач, определение плана предстоящей работы;

 • организационная чёткость, рациональное распределение и использование учебного времени;

 • поведение учащихся на уроке, их прилежание;

 • подведение итогов урока.

 5. Условия проведения урока

 • обстановка в классе: чистота, освещённость, проветрено ли помещение, размещение учащихся. Физкультпаузы.

 • учёт учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Формирование мотива и умения;

 • микроклимат на уроке. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, реализация идей педагогики сотрудничества. Собранность и самообладание учителя, его оптимизм.

 6. Выводы

 • общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействие общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания новой темы непосредственно на уроке;

 • краткая характеристика основных достоинств и упущений;

 • учёт ранее высказанных замечаний и рекомендаций.

 7. Предложения

 • рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств урока;

 • предложения (предписания) по повышению результативности урока;

 • советы по совершенствованию технологии урока;

 • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей.

Cхема анализа урока

 1. Целенаправленность урока

 • Какие практические задачи решались на уроке?

 • Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?

 • Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, её кульминация?

 • Как прошло завершение урока?

 • Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению образовательного, развивающего и воспитательного потенциала урока?

 2. Содержательность урока

• Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его образовательная и воспитательная ценность?

 • Соответствовали ли приёмы, используемые на уроке, задачам урока и психологическим особенностям учащихся?

 • В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?

 3. Активность учащихся на уроке

 • В каком соотношении была активность учителя и учащихся?

 • Как стимулировалась мыслительная активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся и как она была организована?

 • Каким образом стимулировалась речевая активность учащихся на уроке?

 • Какие использовались организационные формы на уроке, где, в каких «точках» урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?

 • Все ли возможности были использованы для стимулирования активности учащихся.

 4. Мотивационная обеспеченность урока

 • Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения, как гарантировалась мотивация успешности учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряжённости и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами её снятия?

 • Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку?

 • Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке, в чём это проявлялось?

 • В какой мере используемые приёмы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников?

 • Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по предмету.

 5. Многообразие используемых стимулов на уроке

 • Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?

 • В какой мере используемые стимулы помогали решению задач урока?

 • Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?

 6. Результативность урока

 • Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?

Схема общедидактического анализа урока

 1. Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).

 2. Оценка планирования задач урока (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач урока, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самого учителя).

 3. Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.

 4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.

 5. Полноценность содержания урока на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.

 6. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний (оценивается обоснованность выбора).

 7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока.

 8. Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.

 9. Воспитание интереса к предмету.

 10. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом педагогического характера.

 11. Оценка культуры труда учителя и учеников (рациональность, удобство, эстетика).

 12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к предмету.

 13. Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда, надпредметными учебными умениями.

 14. Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнению Учёт в расписании других предметов.

 15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.

 16. Оценка взаимоотношений учителя и учащихся.

 17. Использование возможностей учебного кабинета.

 18. Соблюдение школьных гигиенических требований на уроке.

Сопоставительный анализ урока

 1. Краткая общая характеристика урока: цель, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.

 2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.

 3. Связь данного урока с уроками других предметов.

 4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.

5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.

 6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.

 7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.

 8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

Анализ урока

 1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функции.

 2. Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока и предыдущего.

 3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.

 4. Содержание урока соответствует ли его цели.

 5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и возрастным особенностям учащихся.

 6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.

 7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

 8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости.

 9. Характеристика отношений участника педагогического процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.

 10. Общая оценка урока. Выводы и рекомендации учителю.

Полный анализ урока (пример)

  1. Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.
  2. Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.
  3. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).
  4. Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.
  5. Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).
  6. Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.
  7. Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.
  8. Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.
  9. Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме «Обращение. Знаки препинания при нем». Учит работать с текстом, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.
  10. Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.
  11. Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.
  12. Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.
  13. Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).
  14. Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.
  15. В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

Рекомендации:

  1. Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов.
  2. Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.
  3. Своевременно выставлять и комментировать отметки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.
  4. Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

I. Полный анализ урока.

  1. Анализ цели урока.

Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

  • программных требований;
  • содержания материала;
  • необходимого уровня знаний и умений учащегося;
  • места урока в системе уроков по данной теме;
  • подготовленности класса;
  • возможностей самого учителя;
  • прогнозов на конечный результат обучения;
  1. Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм.
  2. Степень достижения поставленной цели.

II. Анализ структуры и организации урока.

  1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
  2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
  3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
  4. Рациональность использования оборудования кабинета.
  5. Научная организация труда учителя и учащихся.
  6. Организация начала и конца урока.
  7. Оптимальный темп ведения урока.
  8. Наличие плана и степень его выполнения.

III. Анализ содержания урока.

  1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
  2. Логичность изложения.
  3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
  4. Научность изложения. (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).
  5. Выделение ведущих идей по данной теме.
  6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
  7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
  8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
  • темы урока;
  • цели урока;
  • возможностей класса;
  • возможностей самого учителя;
  • учебно-материальной базы;
  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  2. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  3. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  4. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
  6. Организация учителем самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
  7. Педагогическая техника учителя: темы речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся).

V. Анализ работы учащихся на уроке.

  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
  2. Интерес к теме или к уроку.
  3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы. Культура труда на уроке.
  4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников школы).
  5. Наличие навыков самоконтроля.
  6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях)
  7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
  8. Культура межличностных отношений.
  9. Реакция на оценку учителя.

VI. Анализ домашнего задания.

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
  3. Объем домашнего задания (чем определяется)
  4. Характер домашнего задания (тестированный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
  5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
  6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  7. Методика задания на дом, инструктаж.
  8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание»?

VII. Оценка санитарно – гигиенических условий урока.

  1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
  2. Соответствие мебели возрасту учащихся.
  3. Уровень освещенности, чистота помещений.
  4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей.
  5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
  6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.
  7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
  8. Наличие отвлекающего то темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.
  9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

Общие выводы по уроку.

  1. Оценка самоанализа.
  2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.
  3. Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
  4. Недостатки урока, диагностика причин, недостатков, конкретные предложения по их устранению.
  5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

Изучение системы работы учителя и оценка результатов учебного процесса

I. Схема анализа деятельности учителя на уроке

1. Эффективность использования времени урока, мобилизующее начало.

2. Целесообразность использования на уроке применяемых методов обучения и их потенциальных возможностей по активизации познавательной деятельности.

3. Место и роль самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока. Соблюдение принципа последовательности в обучении при выполнении самостоятельных работ.

4. Формирование умений, навыков учащихся в процессе самостоятельной и практической работы.

5. Работа с учебником, первоисточником и справочной литературой.

6. Содержание материала, отобранного для урока, и приемы закрепления изученного на уроке.

7. Оптимальное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач на уроке.

8. Отработка умений применять на практике знания, полученные в ходе урока.

9. Степень дифференциации и индивидуализации обучения учащихся.

10. Использование на уроке новых информационных технологий.

11. Отношение учащихся к учителю и предмету, увлеченность школьников учебной работой.

12. Степень насыщенности урока элементами нового.

13. Воспитывающий характер обучения.

14. Своевременность объявления домашнего задания и целесообразность его комментирования.

15. Работа учителя над развитием связной речи учащихся.

16. Организация словарной работы.

17. Оценка знаний в течение урока как стимул к учебе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.